Создание. Первый глава Временного правительства князь Г. Е. Львов. Все вместе, общими силами будем бороться за устранение старого правительства». Мандрівки часом – історичний сайт. Временное правительство в России 1917 года. Временное правительство России. Печать Временного правительства. Временное правительство было сформировано в Петрограде в 1917 году Временным.
Тюрьма, расстрел и эмиграция: как сложились судьбы министров последнего Временного правительства
Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Первый состав Временного правительства был сформирован 2 марта 1917 г. Правительственная декларация также явилась результатом соглашения думского Временного комитета, самого правительства и Совета. Она предусматривала немедленную и полную демократизацию страны, невзирая на военное время. Временный комитет членов Государственной думы [1] при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, что он дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти.
Милюков и А.
Новая расстановка политических сил привела к образованию 5 мая 1-го коалиционного Временного правительства, в котором расширилось представительство «умеренных» социалистов эсеров и меньшевиков. Князь Г. Львов остался пред. Новыми министрами стали: военный и морской — А. Керенский, иностранных дел — М.
Терещенко, финансов — А. Шингарев, юстиции — трудовик П. Переверзев, торговли и промышленности — А. Коновалов, земледелия — эсер В. Чернов, труда — меньшевик М.
Скобелев, продовольствия — народный социалист А. Пешехонов, государственного призрения — кадет Д. Шаховской, почт и телеграфов — меньшевик И. Некрасов сохранил пост министра путей сообщения; А. Мануйлов — министра просвещения; государственным контролером остался И.
Годнее, обер-прокурором Святейшего синода — В. В результате образования коалиции партии эсеров и меньшевиков стали правительственными. В специальной декларации 6 мая правительство обещало народу «решительно бороться с хозяйственной разрухой», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии. Однако плохо подготовленное наступление на Юго-Зап. Июньский и Июльский кризисы.
Шингарев, Д. Шаховской, А. Мануйлов , а вслед за ними 7 июля Г. Львов вышли в отставку. Новым главой правительства — министром-пред.
Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования [3]. Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении [4]. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий.
Некрасов кадет , торговли и промышленности — А. Коновалов прогрессист , финансов — М. Терещенко внепартийный , просвещения — А. Мануйлов кадет , земледелия — А. Шингарев кадет , юстиции — А. Керенский трудовик, с марта — эсер , обер-прокурор Синода — В. Львов центр , государственный контролёр — И. Годнев октябрист. Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 г. Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 16 марта, а затем в обращении к гражданам России 6 19 марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики Временное правительство обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 25 апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов. В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель [12 25 марта] и удельных земель [16 29 марта]. Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля 4 мая создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям. Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами Финляндия, Украина и др. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям [в воззвании от 17 30 марта] лишь за польским народом. Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля 6 мая о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками. В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта 7 апреля лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило [8 21 марта] о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы «... В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США. Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временного правительства. В Апрельских тезисах В. Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временного правительства привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства. Апрельский кризис привёл к созданию 5 18 мая 1-го коалиционного правительства.
Государственное управление России в период Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений. Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
В мае образованы новые министерства: по делам Финляндии, труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов. Коренной реорганизации подверглась судебная система. В марте — апреле была объявлена амнистия политическим заключённым, отменены смертная казнь, ссылки и поселения. Тогда же был образован новый особый орган — Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства для расследования «противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц» [Вестник Временного правительства. В Петрограде и некоторых других городах были учреждены временные суды, которые состояли из мирового судьи, представителей армии и рабочих, они решали уголовные дела. Постановлением от 4 17 мая повсеместно вводился мировой суд. В июне упразднены военно-полевые суды, однако вскоре для восстановления порядка в тылу и на фронте были учреждены аналогичные им военно-революционные суды.
Одновременно восстановлена смертная казнь на фронте [12 25 июля], упразднены временные суды [19 июля 1 августа ], были разрешены внесудебные аресты лиц, «угрожающих обороне государства, его внутренней безопасности и завоеванной революцией свободе» [закон от 2 15 августа]. Для утверждения своей власти на местах в марте Временное правительство отстранило губернаторов и вице-губернаторов от исполнения обязанностей. Управлять губерниями были назначены председатели губернских земских управ, которых стали называть «губернскими комиссарами». В уездах главами администрации стали председатели уездных земских управ «уездные комиссары»; в дальнейшем МВД при их назначении учитывало рекомендации местных комитетов общественных организаций и советов. Была приостановлена деятельность земских начальников [21 марта 3 апреля ]. В области местного самоуправления были осуществлены земская и городская реформы [законы от 15 28 апреля и 21 мая 3 июня ]. В 43 губерниях, где к 1917 г. В июне — октябре земские учреждения губернские, уездные и волостные были созданы в Астраханской и Архангельской губерниях, в Сибири и Средней Азии. С лета 1917 г. Временное правительство стремилось по возможности сохранить сложившийся статус национальных окраин.
Оно отменило акты, противоречившие основным финляндским законам [7 20 марта], однако объявило о роспуске Финляндского сейма сразу после того, как он провозгласил себя [5 18 июля] носителем верховной власти в Великом княжестве Финляндском. Ввиду того, что с 1915 г. Привислинские губернии были оккупированы германскими войсками, Временное правительство 17 30 марта заявило о согласии на создание в будущем польского государства при условии его военного союза с Россией и включения в него территорий Германии и Австро-Венгрии, населённых поляками. Для политического контроля за армией в её части были направлены комиссары, летом они были наделены правом ареста любого генерала и офицера «для поддержания идей революции и закрепления её основ». Ввиду быстрого падения дисциплины в войсках в июне 1917 г. Беседа «Политика Временного правительства». Ведущие: доктор исторических наук Фёдор Гайда, научные редакторы издательства «Православная энциклопедия» Елена Романенко и Илья Попов.
Сформировав крупную группировку войск на Юго-Западном направлении, Ставка намеревалась как можно быстрее начать активные боевые действия. Старт наступлению на фронте был дан 18 июня 1 июля , первоначально оно развивалось достаточно успешно. Но развить победные действия не удалось, а последовавший провал наступления вызвал бурный протест солдат в столице, не желавших отправки на фронт. Уже 2 15 июля в Петрограде начались многотысячные митинги. Ситуация осложнялась неоднозначным положением дел на Украине: там активно шло формирование национальных воинских частей, а Центральная Рада, возглавившая украинское национально-освободительное движение, несмотря на возражения Временного правительства, в одностороннем порядке провозгласила автономию Украины. В ночь на 3 16 июля министры-кадеты из-за разногласий по украинскому вопросу вышли из состава правительства, что серьёзно усугубило обстановку в Петрограде. В этих условиях начались выступления солдат в столице, сильное влияние на которых оказывали анархисты и большевики. Вечером 3 16 июля Московский гренадёрский, Павловский, 180-й, 1-й запасный полки и 6-й сапёрный батальон вышли на улицы с призывами свергнуть Временное правительство. В этих условиях Временное правительство объявило столицу на военном положении и вызвало с фронта верные ему войска, которым был отдан приказ об аресте «зачинщиков» июльской демонстрации. Правительственный кризис усугубился отставкой 7 20 июля премьер-министра Г. Керенский, сохранив за собой пост военного и морского министра. Керенский 24 июля 6 августа было сформировано второе коалиционное правительство.
Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о завершении периода двоевластия и установлении единовластия буржуазии. Демагогическая попытка добиться консолидации общества путем примирения всех политических сил на Государственном совещании Москва, 12—15 августа провалилась — правительство критиковали и справа за неспособность справиться с революционной анархией и слева за проволочки в решении важнейших вопросов. Лидером правых сил стал Л. Корнилов, начавший 25 августа наступление на Петроград с целью установления военной диктатуры. Против его контрреволюционных войск выступили все социалистические партии, Советы и отряды рабочей Красной Гвардии. К 30 августа войска были остановлены, Л. Корнилов арестован. Политическая ситуация вновь изменилась: правые были разгромлены, престиж А. Керенского и кадетов упал, активизировались антиправительственные выступления рабочих и крестьян, влияние большевиков значительно усилилось — началась большевизация Советов. Обозначился новый правительственный кризис. Керенский, министр иностранных дел М. Терещенко, военный министр — А. Верховский, морской — Д. Вердеревский и сохранивший свой пост министра почт и телеграфов — А. Для ослабления влияния большевизированных Советов и решения вопроса «об организации власти» правительство созвало Демократическое совещание Петроград, 14—22 сентября представителей всех политических партий, профсоюзов, земств и городских дум. На нем был создан Временный совет Российской республики, поручивший А. Керенскому сформировать новое правительство. Третье коалиционное Временное правительство было образовано 25 сентября 1917 г. Возглавил правительство А. Керенский как министр-пред, и верховный главнокомандующий. Коновалов, сменивший на этом посту С. Прокоповича, получившего портфель министра продовольствия. Никитин переместился на пост министра внутренних дел, сохранив портфель министра почт и телеграфов. Остались на посту министры: иностранных дел — М. Терещенко, военный — А. Вердеревский, обер-прокурора Синода — А.
Падение монархии. Временное правительство и его учреждения
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО | Что такое Временное правительство после революции в Российской империи в. |
Временное правительство России | Власть в стране оказалась в руках Временного правительства и Петроградского совета. |
Фактчек: 14 самых популярных легенд об Александре Керенском | Временное правительство было сформировано 2 марта 1917 г. Его возглавил князь Г.Е. |
Временное правительство России
Положение об этих органах принято в июне 1917 г. В состав Экономического совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Главный экономический комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета. В функции Комитета входило руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы. Подготовка к выборам в него началась сразу после свержения монархии. Был подготовлен один из самых демократических на тот период времени избирательных законов в мире. В августе 1917 г. Но дальнейшее развитие революции в России перечеркнуло этот конституционный процесс.
В его работе приняли участие около 2 тыс. Однако примирить различные политические силы не удалось. На него были приглашены 1,5 тыс. Однако к этому времени Временное правительство потеряло влияние на политическую ситуацию в стране.
Некрасов, торговли и промышленности — прогрессист А. Коновалов, просвещения — кадет А. Мануйлов, земледелия — кадет А. Шингарёв, обер-прокурор Синода — центрист В. Львов, государственный контролёр — октябрист Годнев.
Всего в правительстве было 16 министров. Генерал Деникин писал: «В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…». Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 16 марта 1917. Деятельность[ ] Немедленно после февральской революции Временное правительство упразднило пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами.
Годнева и В. Львова, думские выступления которых сделали их бесспорными кандидатами на посты государственного контролера и обер-прокурора синода. Самый правый из блока, В. Шульгин, мог бы войти в правительство, если бы захотел, но он отказался и предпочел остаться в трудную для родины минуту при своей профессии публициста.
Генерал А. Деникин писал: «В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство, многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…» [11] 9 22 марта 1917 Временное правительство было признано правительством США, 11 24 марта 1917 — правительствами Великобритании и Франции. В Викитеке есть тексты по теме Декларация Временного правительства о его составе и задачах Свою первую программу правительство изложило в декларации, обнародованной 3 16 марта 1917 , а затем в обращении к гражданам России 6 19 марта 1917. В своей Декларации правительство заявило о намерении вести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые с союзными державами. В области внутренней политики правительство объявляло амнистию политическим заключённым, обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию «народной милицией», провести реформу местного самоуправления. Деятельность Реформа органов правопорядка и амнистия В МВД были сразу упразднены Штаб отдельного корпуса жандармов и Департамент полиции, а немного позднее — и Главное управление по делам печати. Керенский сделал распоряжение, предписывающее прокурорам страны немедленно освободить всех политических заключённых и сосланных в Сибирь членов Государственной думы. В тот же день им было предложено мировым судьям Петрограда принять участие в образовании временных судов для разрешения недоразумений, возникающих в Петрограде между солдатами, населением и рабочими.
Львов отдал распоряжение о временном отстранении от должности губернаторов и вице-губернаторов, временно возложив обязанности губернаторов на председателей губернских земских управ и присвоив им наименование «губернских комиссаров Временного правительства». На председателей уездных земских управ в качестве «уездных комиссаров Временного правительства» были возложены обязанности уездных исправников, при этом за ними осталось и общее руководство управами. Полиция подлежала переформированию в милицию. Офицеров и нижних чинов Отдельного корпуса жандармов включая железнодорожную жандармскую полицию требовалось немедленно передать на учёт соответствующих воинских начальников для назначения в армию. Она вела допросы высших царских чиновников и сановников и готовила «стенографические отчеты», главным редактором которых был поэт А. Блок [9]. По результатам работы комиссии, в частности, был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генерал В. Сухомлинов , бывший военный министр, признанный виновным в неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава преступления.
В России была объявлена общая политическая амнистия и одновременно были сокращены наполовину сроки заключения лицам, содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общие уголовные преступления. На свободе оказались около 90 тысяч заключённых, среди которых были тысячи воров и налётчиков, прозванных в народе «птенцами Керенского» [12] [13]. Для сопровождения отрёкшегося императора из Могилёва в Царское Село были командированы члены Государственной думы А. Бубликов , В. Вершинин, С. Горбунин и С. В этот же день Совет министров постановил временно, впредь до установления постоянного правительства, именовать себя «Временным правительством». Приказом по армии и флоту было отменено учреждение военно-полевых судов. Были упразднены Верховный уголовный и Высший дисциплинарный суды Сената, особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов [9].
Правительство предложило передать сыскные отделения Министерству юстиции. При министерстве юстиции создали Бюро уголовного розыска, при министерстве внутренних дел — политическую разведку, при Генштабе — контрразведку и при Петроградском градоначальстве — осведомительный отдел. Хотя было объявлено о ликвидации политического сыска, продолжался сбор материалов о рабочем и крестьянском движении, деятельности партий с июня этим занялся Осведомительный отдел Главного управления по делам милиции [9]. Имущество корпуса передали военному ведомству, архивы — главному штабу, а дела губернских жандармских управлений — комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временного правительства. Комиссарам поручили руководить деятельностью милиции в губерниях и уездах. Принципом управления в милиции стало единоначалие. Начальник милиции их избирали и увольняли земские управы из достигших 21 года русских подданных решал вопросы комплектования кадров, их перемещения, определял размеры окладов, мог накладывать взыскания, формировать временные кадры. Ему поручили формировать разведочное бюро для борьбы с уголовной преступностью , которое затем утверждал местный комитет народной власти. Города были разделены на районы, районы — на уезды, уезды — на участки.
Местные органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции возложили на комиссаров милиции и их помощников, работавших в каждом участке милиции их назначало и увольняло министерство внутренних дел. Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительства и отвечал за создание и деятельность судебно-следственной комиссии для рассмотрения дел всех задержанных не более суток и проверки правомерности арестов. До полного формирования и перехода под городское самоуправление милиция подчинялась председателю исполнительного комитета народной власти. Общее руководство милицией страны возложили на министерство внутренних дел. Система государственных карательных органов была таким образом разрушена, а её кадры — деморализованы. Милиция не обладала необходимой квалификацией, чтобы справиться с задачей поддержания порядка. Создать свой эффективный карательный аппарат Временное правительство так и не сумело [9]. По другому постановлению от 17 30 апреля , было решено распустить на местах рабочую милицию, созданную Советами рабочих и солдатских депутатов для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны фабрик и заводов.
В области законодательства Временное правительство сохранило основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. В марте при правительстве было учреждено Юридическое совещание, в которое были назначены семь видных юристов все — кадеты. Оно должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства. Определение общих принципов новой правовой системы было отложено до созыва Учредительного собрания [9]. Реформирование местных органов власти и самоуправления В аппарате местной власти происходили процессы децентрализации вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии и демократизации — под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления. Упразднённые должности заменялись комиссарами Временного правительства. В первые дни революции на местах в противовес Советам буржуазия создавала комитеты общественных организаций, которые сотрудничали с комиссарами [9]. Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления.
Были учреждены волостные земские собрания с управами как исполнительными органами. Волостные и уездные земские учреждения стали избираться на всеобщих прямых и равных выборах при тайном голосовании. Прежние волостные крестьянские учреждения сход, суд, правление упразднялись. Руководил всей системой земских учреждений Всероссийский земский союз [9]. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами [9]. На местах стихийно создавались продовольственные комитеты, которые 2 15 апреля были узаконены как местные органы Министерства земледелия. Первоначальной их задачей была борьба со спекуляцией и оказание помощи голодающим [9]. Приказ предусматривал выборы в войсках комитетов из нижних чинов, передачу оружия под контроль солдатских комитетов. Таким образом приказ нарушал основополагающий для любой армии принцип единоначалия; в результате произошло резкое падение дисциплины и боеспособности русской армии, что в конечном итоге способствовало её развалу.
Им хотелось только мира, земли да привольной жизни, чтоб не было ни офицеров, ни помещиков. В апреле 1917 года Комиссия совместно с военной секцией Исполнительного комитета совета рабочих и солдатских депутатов разработала " Декларацию прав солдата " - документа, в котором провозглашалось предоставление солдатам всех гражданских прав наравне с гражданскими. Военный министр А. Гучков отказался подписывать Декларацию и 1 мая подал в отставку "не желая разделять ответственности за тот тяжкий грех, который творится в отношении родины" [15]. В результат приказ подписал новый военный министр — Керенский. В армии сразу после Февральской революции была проведена чистка командного состава по данным А. Деникина, за первые недели было уволено около половины действующих генералов. На главные посты назначались близкие к думским оппозиционным кругам выдвиженцы — А. Деникин, Л.
Корнилов, А.
Керенский, заместитель председателя Петроградского Совета, был назначен министром юстиции и стал военным министром. В мае, случился первый правительственный кризис. Из-за секретной ноты британским и французским союзникам. В которой Россия обязалась придерживаться ее первоначальных военных целей. Несмотря на провал летнего наступления, Керенский возглавил правительство. После того, как князь Львов ушел в отставку в июле, став главнокомандующим в конце августа.
Он будет занимать эти должности до своего свержения большевиками в конце октября. Недостатки Временного правительства хорошо задокументированы и разобраны историками политиками. Либеральные политики мало понимали, как работает правительство. Они тратили время на юридические тонкости Слишком осознавали свою временную природу Они не могли управлять коллапсирующей экономикой Им не удалось распределить землю Они хотели продолжать войну Предали массы и не созвали Учредительное собрание. Многие историки утверждали, что перед Временным правительством стояла невыполнимая задача. Солдаты хотели положить конец войне. Но единственным миром, который предлагала Германия, была жалкая капитуляция.
Крестьяне отчаянно нуждались в земле, но перераспределение не могло быть осуществлено. Пока на фронте было столько солдат в военной форме. Рабочие хотели лучших условий, но промышленные беспорядки привели к дальнейшему снижению производства. С февраля центральное правительство лишилось власти. Царская система скрепляла Россию, но с уходом царя структура власти рухнула. Традиционная власть была повержена, и ее место заняла атмосфера анархии. Правительство должно было выполнить пожелания масс.
И быстро, иначе оно было обречено. Был период медового месяца, но с июня он сделал несколько неправильных шагов. Керенский был человеком, наиболее ответственным за эти ошибки. Современники с самого начала видели в нем настоящего премьер-министра. Но, несмотря на то, что он был и в правительстве, и в совете. Воплощая тем самым двоевластие, он находился между двумя лагерями. Дистанцировался от партийной политики, был политиком компромисса, который не мог примирить непримиримое.
Он был обязан своим положением тому, что принял Февральскую революцию. Но для правых революция была слишком радикальной, а для левых — слишком буржуазной. Тем не менее на короткое время Керенский был значимой личностью, народным трибуном, прекрасным оратором и человеком харизмы. Хороший актер, он мог уловить настроение публики. Он носил полувоенный костюм и пытался принять наполеоновскую позу. Также рекомендуем прочитать: Что следует знать о второй промышленной революции. Даты, факты.
В первые месяцы он пользовался огромной популярностью.
Александр Фёдорович Керенский
Причины возникновения временного правительства 1917 года, его состав. Временное правительство России в 1917 г. Материал из Юнциклопедии. Временное правительство сохранило большинство центральных ведомств. 1917 г. У этого термина существуют и другие значения, см. Временное правительство (Корея). Декларация Временного правительства о его составе и задачах.
Временное правительство: история, состав
В состав второго коалиционного правительства вошли: * Министр-председатель и. Слазь!» — так Маяковский описал процесс свержения Временного правительства. 100 лет назад Александр Керенский возглавил Временное правительство. Министр путей сообщения и министр финансов Временного правительства(1917).
ЕГЭ. История. Кратко. Временное правительство и его кризисы
Александр Керенский (1917-1917 гг.) — второй руководитель временного правительства России. глава правительства – Керенский (поражения на фронте). Июньский кризис. Временное правительство России. Печать Временного правительства.
Временное правительство в России 1917 года
Смысл его, по докладу Чхеидзе, протокол передал так: «Тов. Под давлением Исполн. Временно он оставлен в Царском Селе. В дальнейшем вопрос о Николае Романове будет разрешен по соглашению с Исп. Заслушав этот доклад, Исп. Кроме того, решено принять меры, чтобы в будущем можно было быстрее производить мобилизацию воинских частей». Комиссаром в Царское Село на этом собрании был избран Мстиславский — так он утверждает. Тут же ему был вручен мандат на «арест и содержание под стражей особ бывшей императорской фамилии». Мстиславский с подчеркнутостью говорит, что он отказался от предложенной чести наотрез: «Съездить в Царское, как ездили мы 9 марта, и быть комиссаром по арестованию не одно и то же». Отказ Мстиславского протокол не зарегистрировал, но и в этом, как и в последующих заседаниях, никаких комиссаров больше не избиралось.
Не наступило и того «завтра», о котором говорит протокол. Наваждение, охватившее Исполн. Получив гарантию от правительства, никогда уже впредь Исполн. Никто не вспоминал, что Исп. Во всяком случае официальные протоколы этого не отмечали. Завершением советской эпопеи с арестом бывш. Императора надо считать заседание совета 10 марта, на котором Соколов дал как бы формальный отчет от имени Исполн. В отчете были черты, заслуживающие внимания: «Вчера, — говорил Соколов — стало известно, что Временное Правительство изъявило согласие на отъезд Николая II в Англию и даже вступило об этом в переговоры с британскими властями без согласия и без ведома Испол. При таких условиях мы решили действовать самостоятельно.
Мы мобилизовали все находящиеся под нашим влиянием воинские части и поставили дело так, чтобы Николай II фактически не мог уехать из Царского Села без нашего согласия. По линиям жел. На этом мы, однако, не успокоились, мы командировали своего комиссара на Царскосельский вокзал и в Царское Село, отрядив соответствующее количество воинских сил с броневыми автомобилями, и окружили Александровский дворец плотным кольцом 47. Этим путем мы поставили Николая II в невозможность уехать из-под нашего надзора. Затем мы вступили в переговоры с Врем. В настоящее время бывший Царь находится не только под надзором Времен. Однако арестом Николая II не исчерпывается вопрос о династии. Мы должны обсудить не только политические права бывшего Царя, но и его имущественные права. У Николая II есть целый ряд имуществ в пределах России и огромные денежные суммы в английском и других иностранных банках.
Надо перед его высылкой решить вопрос об его имуществе. Когда мы выясним, какое имущество может быть признано его личным и какое следует считать произвольно захваченным у государства, только тогда мы выскажемся о дальнейшем». После небольших прений собрание, конечно, одобрило действия Исп. Необходимо обратить внимание на то, что в докладе Соколова не было ни слова о возможности предать революционному суду бывшего монарха; не было намека на юридическое расследование его «преступлений перед народом» и т. Говорилось только о высылке, которая ставилась в связи с разрешением имущественного вопроса. Как реагировало правительство на советские претензии?.. Официально никак, но в «Бирж. Львова и Керенского в день, когда Соколов делал доклад в Совете «об аресте низложенного Императора». Большинство склоняется к необходимости отправить бывшего Царя со всей его семьей в Англию.
Вопрос об удалении династии из пределов России во всяком случае сомнений не вызывает. Окончательного решения вчера вынесено не было, но если самый вопрос решается просто, то порядок его осуществления должен быть подвергнут детальному рассмотрению. В течение ближайших дней вопрос о дальнейшем месте пребывания бывшего Царя и о порядке его следования из пределов России будет вынесен окончательным образом, и тогда Временное Правительство опубликует принятое решение во всеобщее свидание». Министр юстиции со своей стороны заявил, что он располагает «несомненными доказательствами, что значительное число бывших охранных агентов старого правительства, находящихся еще на свободе, специально занимается распространением всякого рода нелепых слухов, направленных к тому, чтобы волновать русское общество, и что в настоящее время эти господа избрали своей излюбленной темой вопрос о судьбе низложенного термин, входящий в обиход Царя и пускают по этому поводу самые невероятные версии. Он категорически заявляет, что как бывший Царь, так и вся его семья находятся под самым строгим и неусыпным контролем Времен. Вопрос о дальнейшей судьбе Николая II и его семьи будет выяснен в течение ближайших дней, и об его решении русский народ будет немедленно извещен официальным сообщением Временного Правительства». Обещанного официального сообщения так и не последовало. Показательно, что в первом заседании так называемой «контактной комиссии» между правительством и советом, собравшейся через день после бурного дня 9 марта, о династии ничего не было сказано 48 , — этот вопрос даже не отмечен в официальном отчете советской делегации в Исполнительном Комитете. Реально советская делегация провела лишь перемену ведомства, в руки которого были отданы Царскосельские узники.
Они перешли на усмотрение и попечение министра юстиции, формально состоящего и товарищем председателя Совета — этим как бы обеспечивалось недреманное око советского представительства… «Временное Правительство поручило мне охрану императорской семьи и сделало всецело меня ответственным за ее безопасность», — скажет в воспоминаниях Керенский «возлагая эту тягчайшую обязанность на меня» — в другом варианте. Трудно установить точную дату этой перемены — в первый раз Керенский появился в Царском Селе 21 марта. Совет стал мало интересоваться и постепенно как бы забывать о заключенных в Александровском дворце, живших своей особой жизнью, далек от столичных треволнений. О них запоздало и довольно случайно вспомнили через две недели на Всероссийском совещании Советов, когда Стеклов в докладе своем об отношениях совета и Времен. Правительства, предварительно не просмотренных и не одобренных Исп. Династия Романовых служила лишь одной иллюстрацией к положению о — «двоевластии». Стеклов, допуская большие фактические неточности, говорил: «Вы знаете роль, которую играла династия Романовых, вы знаете, что она губила русский народ, что она ввела у нас крепостное право, что она поддерживала себя штыками и нагайками и земскими начальниками, вы знаете, что эта династия, самая зловредная и пагубная для всех, обладает колоссальными средствами, награбленными у народа, помещенными в заграничных банках, и эта династия после переворота не была лишена своих средств. Мало того, мы получили сведения, что ведутся переговоры с английским правительством о том, чтобы Николая и его семью отпустить за границу. Товарищи солдаты и рабочие, вы понимаете прекрасно, какой угрозой было бы для русской свободы, даже для военного дела русской обороны появление Николая Романова теперь заграницей, и вы понимаете, с какой энергией Исп.
И когда мы однажды от наших товарищей — железнодорожных служащих, рабочих и солдат — получили известие о том, что по Царскосельской дороге движутся два? Господа, мы исполнили свой долг голоса: «Честь и слава вам, товарищи! Правительством узнали, что оно их уже арестовало, правда, не так, как мы хотели, но все же арестовало. И когда мы сделали Времен. До тех пор, пока не последует отречение их от капиталов, которые они держат заграницей, в которых нельзя иначе оттуда достать бурные аплодисменты , отречение их всех и их потомков от всяких притязаний на российский престол и лишение их навсегда российского гражданства бурные аплодисменты. Разрешение же вопроса о дальнейшей участи лиц бывшей императорской фамилии должно последовать не иначе, как по соглашению с Советом Рабочих и Солдатских Депутатов голоса: «Правильно! И, наконец, допущение комиссара Совета Рабочих и Солдатских Депутатов к участию в их аресте, содержания их под стражей и ведении с ними переговоров по вопросам, о которых я вам уже говорил. Товарищи, из этого требования только часть, как вы знаете, осуществлена до сих пор, а остальную своим воздействием и давлением мы заставим постепенно осуществить. Пусть же воля ваша, воля всего русского народа и русской армии, скажет определенно, что они с нами солидарны, и тогда мы не с такой энергией, как сейчас, будем требовать осуществления всех этих требований».
Мы видим, что и в данном случае демагогия Стеклова не пошла в сущности дальше призыва «содержать… под стражей, пока не последует отречение от капитала…» 49. Но характерно, что в прениях никто, несмотря даже на «бурные» проявления сочувствия в отдельные моменты речи Стеклова, абсолютно никто не поддержал призывов докладчика, и они не нашли себе отклика в революции 50. Только председатель Совета Чхеидзе, человек незлобивый, желая проявить остроумие, вспомнил довольно неуместно о Царе, приветствуя появившегося на заседании Плеханова: «Товарищи, десяток лет дорогой наш учитель и товарищ Георгий Валентинович был в изгнании. После революции само собой возник вопрос о том, что дорогой наш товарищ вернется в наши ряды, и как раз в тот самый момент случилась очень любопытная история: кровавый Николай захотел быть изгнанником, захотел, чтобы его отпустили в Англию или еще куда-нибудь подальше. Мы сказали: «Нет, подожди. Пусть это будет здесь, когда приедет Георгий Валентинович и на свободе будет обсуждать интересующие нас вопросы и бороться за интересы народа и вести в наших рядах ту борьбу, которая давно начата. И вот он сидит там, товарищи, а Георгий Валентинович сидит свободный перед нами, вот здесь…"» Можно ли согласиться после всего сказанного, что советские демагоги с «энергией» настаивали на заключении Царя в Петропавловскую крепость, как это утверждает Керенский во французском издании своих воспоминаний?.. Я не нашел данных, подтверждающих и положение Коковцева, что после 9 марта агитация левых элементов росла и обострялась, принимая форму прямой угрозы со стороны рабочих. Инициатива правительства Составителям «хроники февральской революции» в 24 г.
Комитета реальной обстановке, или опасность, порожденная ложным слухом, приняла в представлении деятелей Совета призрачно грозные формы — трудно установить». Ответ как будто ясен из всего изложенного. Оно не противилось этому, не скрывало такой возможности и как-то странно полагало, что этот отъезд совершится сам собой. Для управляющего делами правительства так и осталось неясным, были ли приняты в первые дни какие-нибудь меры для отъезда царской семьи в Англию. Заявления Керенского в Москве были больше декламационного характера по его словам, он сделал лишь намек allusion , а большая пресса приняла этот намек за решение ; газетные сообщения о миссии Гучкова заставили связать мысль об отъезде царской семьи в Англию с подготовительными мерами, уже принятыми якобы правительством. Лишь 8 марта, в день ареста Царя, конкретно был поставлен этот вопрос министром иностр. Он ответил, что это не вполне правильно: «Его Величество только лишен свободы, — более мягкое выражение, — и будет перевезен в Царское Село под конвоем, присланным ген. Я тут же напомнил ему, что Государь — близкий родственник и интимный друг Короля, который будет рад получить заверение, что будут приняты все меры предосторожности к его охране». Милюков дал мне подобное заверение.
Он спросил меня, делаем ли мы приготовления к их приему. На мой отрицательный ответ он сказал, что очень бы хотел, чтобы Государь как можно скорее покинул Россию. Ввиду этого он был бы очень благодарен, если бы правительство Его Величества предложило ему приют в Англии и если бы сопровождало это предложение заверением, что Государю не будет разрешено покинуть Англию во время войны». Процитированное место в воспоминаниях посла являлось как бы ответом на статью кн. Палей, напечатанную в Revue de Paris 15 марта 23 г. Излагая свидание с русским министром ин. В тот же день Милюков был у Палеолога. Подобный пессимизм не совсем соответствовал тогдашним настроениям министра иностр. Гучкова : — на деле вожди «совдепа» прекрасно сознавали свою тогдашнюю неготовность к серьезной борьбе с только что создавшейся властью «Кто виноват?
Настойчивость министра иност. Поэтому министр и «счел своим долгом вступить в переговоры»: «Категорически утверждаю, — показывал Милюков Соколову, — что таково было желание Временного Правительства». Это подтвердил Соколову министр-председатель: «Ввиду внутреннего положения отъезд представлялся желательным. Говорили обе — Англия и Дания. Вопрос не был поставлен на решение Времен. Правит, но, кажется, министр иностран. Правительства о предоставлении Государю и его семье убежища в Англии, которым Их Величества могут пользоваться в продолжение войны. В случае принятия этого предложения русское правительство, естественно, озаботится обеспечением их необходимым содержанием. Уверяя меня, что им будет дана щедрая пенсия, Милюков в то же время просил не придавать гласности того, что Врем.
Я затем выразил надежду, что, не теряя времени, будет приступлено к приготовлениям к отъезду Их Величеств в порт Романов». В своих воспоминаниях Бьюкенен передавал лишь официальный документ, препровожденный в мин. В донесении в Лондон посол подчеркивал, что в своем ответе он просил министра «особенно отметить, что ваше приглашение делается исключительно в ответ на указание его правительства». Очевидно, боялись упреков во вмешательство во внутренние дела страны 54 и своих «левых». В воспоминаниях Бьюкенен писал: «Мы также имели своих крайних левых, с которыми приходилось считаться, и мы не могли взять на себя почина без того, чтобы нас не заподозрили в видах на дальнейшее. Вильямса, текст которой был приведен выше. Единственно возможным для меня путем было просить Милюкова передать ее немедленно Его Величеству. Посоветовавшись с кв. Львовым, Милюков согласился сделать это.
Однако на следующий день 25 марта он сказал, что, к сожалению, он не может сдержать своего обещания, так как крайние левые сильно воспротивились мысли, что Государь уедет из России, и правительство боялось, что слова короля будут неправильно истолкованы и послужат поводом для его задержания!!! Я возразил, что нельзя придавать никакого политического значения телеграмме Короля: вполне естественно, что Е. Милюков сказал, что он лично прекрасно понимает это, но другие могут истолковать дело иначе, а потому в данное время лучше телеграммы не передавать. Ввиду этого мне было поручено ничего больше не предпринимать по этому вопросу». Соколову Милюков дал иное объяснение: министр иностр. На другой день, 13 марта, с некоторым удивлением посол узнал, что представители правительства «еще не говорили с Государем о предполагаемом путешествии, так как им необходимо преодолеть оппозицию Совета 56 , а Их Величества все равно не могут уехать до выздоровления детей». Однако никаких мер для преодоления оппозиции в Совете правительство не предпринимало, если не считать гипотетического расчета на время, о котором говорит Милюков, — «предстояло ведь введение деятельности Совета в более нормальные рамки» статья «Кто виноват». Фактически Царь был осведомлен об отсрочки отъезда и, не отдавая себе отчета, был даже рад этой отсрочке. Это приятное сознание.
Продолжаю сжигать письма и бумаги» этим автор занимался и накануне. Отсрочка в сознании заключенных, очевидно, связывалась лишь с оппозицией, которую встретил проект отъезда в советских кругах. Нарышкина так и записывает 13 марта: «Революционная партия не согласна отпустить Государя, опасаясь интриги с его стороны и предательства тайн». В книге, имевшей специальное назначение покончить с легендами и дать «фотографическое» изображение того, что было, Керенский, игнорируя обязательство, принятое правительством перед Исполн. Было невозможно перевезти Царя в Мурманск, не подвергая его серьезной опасности. В течение переезда он мог попасть в руки «революционных масс» и оказаться скорее в Петропавловской крепости и, еще хуже, в Кронштадте, чем в Англии. Могло быть еще проще: вспыхнула бы забастовка в момент отъезда, и поезд не отошел бы от станции. Английскому послу на его настойчивые запросы 57 отвечали: «По состоянию здоровья больных великих княжен нельзя предпринять решительно ничего» по поводу выезда, и посол сообщает в Лондон, что еще «ничего не решено относительно отъезда в Англию» 19 марта. По существу вопрос остается открытым.
Жильяр со слов, правда, Наследника, записал, что Керенский при первом свидании с Царем 1 марта очень обще говорил об отъезде семьи: «Когда, как, куда? Он сам об этом хорошенько не знал и просил, чтобы об этом не говорили». Нельзя не признать, что заявление Керенского находится в полном противоречии с той цитатой из «La Veritй», которая была проведена. Здесь следует остановиться и предварительно расшифровать заявление министра, сделанное английскому послу в достаточно дипломатической форме. Только раскрытие всех внутренних связей может объяснить затяжку с отъездом царской семьи, которого так желало Времен. В изображении быв. Когда Милюков «через некоторое время» мы видим, что за истекшее время министр иностр. Весь вопрос, когда именно и при каких условиях произошел этот отказ. Именно этого самого важного память Милюкова не зафиксировала.
Он поспешно присоединяется к версии, устанавливаемой разоблачением дочери Бьюкенена, которая утверждала в книге «Развал Империи» 32 г. Зачем нужно было мин. Эта телеграмма, как передает дочь посла, не заключала прямого отказа — рекомендовалось лишь послу «отговорить императорскую семью от мысли приехать в Англию…» Всей этой истории мы еще коснемся, и с большой очевидностью увидим, что в действительности правительство при своей колеблющейся политикой само оставалось как бы в неведении относительно окончательного решения, которое всецело ставилось в зависимость от результатов расследования, предпринятого учрежденной при генерал-прокуроре Чрезвычайной Следственной Комиссии 59. Министр иностр. Никаких попыток выяснить вопрос и воздействовать на английское правительство проявлено не было. Факт этот как нельзя больше оттеняет ошибочность впечатления французского посла о взволнованности в день ареста бывшего Императора министра иностр. Чрезвычайно характерная черта отмечена в воспоминаниях исполнявшего обязанности русского посла в Англии Набокова брата управляющего делами Времен. По его мнению, «Времен. Этому помешал его состав».
С себя Милюков снимает, конечно, ответственность. Тот, кто будет опираться на действительность «бесспорных исторических фактов», присоединится ли, однако, к индивидуалистическому подходу мемуариста?.. Глава третья. Революционное правосудие 1. Общество и народ Вырубова рассказывает, что Государь вечером в день возвращения в Царское, окончив свою скорбную повесть о пережитом за истекшие дни, сказал с горечью: «Нет правосудия среди людей». Я взял эту цитату из стилизованных воспоминаний Вырубовой только потому, что ею воспользовался Троцкий для того, чтобы произнести весьма рискованную для себя, как адепта «красного террора», сентенцию. Историческое правосудие, если таковое существует, никогда не сопоставит с нравственной стороны облик человека, своей ужасной смертью купившего все, подчас невольные, грехи перед страной и народом, со зловещей фигурой сознательного палача — пусть паже «идейного». Смерть Троцкого от мстительной руки убийцы — прежнего единомышленника — может быть моральным искуплением. Николай II имел право с своей точки зрения говорить о людской несправедливости.
В жизни он пытался руководиться «совестью» — так, как ее понимал. Ему казалось, что он сам ушел от власти, и, быть может, он искренно верил в возможность для себя спокойной, новой частной жизни в кругу семьи 60. Эта личная двойная драма не могла быть воспринята современниками — обстоятельство, которое положило определенный отпечаток на отношение к бывшему Императору и его судьбе. Революция произошла, как было отмечено, в атмосфере глубокой враждебности к Николаю II и к его жене, — далеко не только в либеральной и демократической среде. И было бы грубым нарушением исторической перспективы эту психологию момента подлаживать под наше позднейшее восприятие. Историк должен, конечно, нарисовать иной облик, далекий от непосредственного представления о нем, какое было до революции. Из воспоминаний Керенского видно, как личные сношения с заключенным изменили взгляды революционера на Царя: «Для меня, по крайней мере, он не является тем не человеческим чудовищем, каким он мне представлялся прежде». Быть может, это сказано слишком сильно, но передает суть того, что в большей или меньшей степени испытывал каждый из нас, современников погибшего Императора, при ознакомлении с раскрывавшимися перед нами историческими документами. В этом человеке было какое-то личное обаяние Троцкий, конечно, знал, что только «льстецы» называли его «шармером».
Керенский мог непосредственно подчиниться этому гипнотическому влиянию. Об удивительных синих глазах говорила не только жена в письмах, но и многие другие, в том числе и Керенский. Бьюкенен отмечал необычайное природное обаяние Императора. Труднее попасть под гипноз, отвлеченно изучая материалы в виде интимных писем, дневников, воспоминаний и т. До переворота наши суждения о личности царствовавшего монарха опирались на формальное восприятие фактов, проходивших перед нашими глазами, и на субъективно толкуемое, — на слухи, легенды и т. Многие из них, при изучении документов, разорялись, как дым. Исключительно достойное поведение Царя в течение всего периода революции заставляет проникнуться к нему и уважением, и симпатией. Впрочем, я готов заранее признать, что нашим современникам непосильно объективное начертание облика последнего русского Императора по крайней мере — императора-самодержца — на наше восприятие всегда слишком сильно будет давить мученический венец, принятый царской семьей в ночь екатеринбургских ужасов… Иностранцу, воспитанному в английской парламентской традиции, может показаться, что если во время революции — в момент коллективной истерии — люди знали бы то, что мы знаем теперь о вмешательстве верховного властителя в управление Империей, вероятно, его судьба была бы предрешена гораздо раньше. Это — заключение проф.
Пэрса, написавшего предисловие к книге Керенского. Русский историк и современник не может не прийти к выводу противоположному: то, что мы знаем теперь, только смягчает и значительно ослабляет мрачную картину дореволюционного прошлого, которую современники воспринимали с большой, подчас болезненной остротой. С этим заостренным чувством враждебности к династии современник вошел в революционную полосу. Мимо его сознания прошло и то, что сделавшийся ненавистным Царь отрекся от престола добровольно. Моральное обязательство, которое перед ним приняло на себя правительство, было совершенно чуждо восприятию подавляющей части либеральной и демократической общественности. В самой форме, в которой был опубликован акт отречения, как бы отсутствовал момент добровольного согласия, манифест, контрасигнованный подписью министра двора Фредерикса, был помечен 12 часами 2 марта вопреки псковскому соглашению. Правда, в рассказе депутата Шульгина, напечатанном в газетах через несколько дней и данном в порядке частного осведомления, упоминалось о том, что Государь согласился на отречение до проезда делегатов от Временного Комитета. Но это не было сообщение официальное. Правительство не сочло нужным, ни тогда, ни позже, подчеркнуть добровольное отречение бывшего Императора — факт, который несомненно облегчил бы новому правительству заботы об охране царской семьи.
И психологически отречение воспринималось как низложение. Как выше указывалось, через несколько уже дней стало меняться понемногу и словоизображение: термин «низложение» заменил термин «отречение», и не только в органах революционной печати, но и на столбцах буржуазной повседневной печати даже в такой корректной газете, как «Русские Ведомости». Термин «свергнутый царь» фигурирует даже в разных воззваниях, выпущенных от имени Государствен. По всей совокупности арест царской фамилии не произвел отрицательного впечатления в обществе, которое отнеслось к этому акту по меньшей мере равнодушно, — скорее сочувственно. На другой день она прибавила: «Он молчаливо, как всегда, проехал ночью в Царскосельский дворец, где его и заперли…» Арест Царя — это временная изоляция в тревожную, при неустановившихся порядках, эпоху. Это — гарантия от всевозможных попыток реставрации, ибо царь есть символ старого порядка, опора монархических кругов. С такой точки зрения рассматривался и вопрос об отъезде царской семьи за границу. Полным искажением общественной психологии того времени является попытка отнести опасения, возникшие в советских кругах, к числу изолированных действий демагогов, возбуждавших дурные инстинкты толпы. Настойчивость Исполнит.
Иллюстрацию мы видим в настроении Московского Комитета общественных организаций. Ее можно найти в более позднем публичном выступлении в мае лидера той группы социалистов, которую относили по терминологии того времени иногда иронически к «государственно-мыслящим». Мякотин, столь враждебный претензиям советских вождей говорить от всей демократии, противник контроля профессиональных организаций над Времен. Обозревая прошлое ретроспективным взглядом, легко сказать, что в «первой стадии» революционный процесс в России не имел «никаких видимых врагов» и что долгое время ссылка на «контрреволюционную» опасность оставалась лишь демагогическим приемом, лишенным реального основания, если не считать, что «контрреволюция» существовала потенциально. Этот вывод русского историка Милюков в «России на переломе» , к которому историк-иностранец с своей стороны поспешит присоединиться, опираясь на авторитетное свидетельство человека, являвшегося одной из главных пружин в февральские дни. В предисловии к книге Керенского Пэрс пишет: «Керенский доказывает с большой очевидностью в своем труде, что никогда не было никакого намека на восстановление монархии в лице Николая II, даже в случае, вещь невозможная, если бы реакционеры посредством настоящего чуда могли вновь прийти к власти». Допустим, что этот, скорее социологический, вывод объективно правилен, но такой не могла быть психология современников в первые недели революции. Гораздо большим «чудом» была сама по себе «бескровная» революция. Казалось, идиллия должна кончиться.
Не будем чрезвычайно обольщаться официальными славословиями революционной романтики, подчас, может быть, и не всегда искренней. Верил ли Гучков в то, что он говорил 8 марта в военно-промышленном комитете о перевороте?.. По утверждению Набокова речь военного министра, произнесенная накануне в заседании правительства, звучала полной безнадежностью, — мемуаристу кажется, что уже тогда Гучков в глубине души считал дело проигранным! Заговорщиками были не мы, русское общество и русский народ, заговорщиками были представители власти. Этот переворот является не результатом какого-нибудь умного и хитрого заговора, какого-нибудь комплота, каких-нибудь замаскированных заговорщиков, которых искали во тьме агенты охраны.
Гражданские газеты публикуют извещение, что отныне будут задерживаться барышники, спекулирующие билетами в театры. С отменой сословий народ должен приобщаться к искусству! На сцене Александрийского театра пойдет закрытая цензурой пьеса «Мещане». Разрешили и «Золотого петушка» Н. Римского-Корсакова, также запрещенного к постановке в Императорских театрах. Александрийский театр отменил бронь на билеты Матильды Кшесинской, которая последний раз была в своей ложе 25 февраля. Газеты сообщают об успехах народной милиции, созданной вместо царской полиции: предотвращен разгром винного погреба 10-й роты Измайловского полка. Никого задержать не удалось. И бутылок много побили. Зато новые органы охраны правопорядка бдят! А вот политическая новость в «Русском инвалиде»: «Неправда в газете «Правда». В Первой запасной автомобильной роте возмущены публикацией о том, что ее солдаты якобы выступили с призывами об окончании войны. Автомобилисты заявляют, что это ложь. Между тем война подбирается к Петрограду. Публикация в «Петроградской газете»: «В официальных и общественных кругах усиленно говорят о выработке проекта перенесения столицы России из Петрограда в Москву или в Нижний Новгород». Решено захоронить жертв «судьбоносных дней».
Суть этой стратегии, изложенной а в «Апрельских тезисах», проста. Нужно переходить к социалистической революции, попутно завершая буржуазные преобразования. Рисунок 60 — Июльская демонстрация. Для этого Советы должны взять власть в свои руки, перестав поддерживать Временное правительство. Большевики требовали немедленного решения тех вопросов, которые Временное правительство хотело отдать Учредительному собранию. Симпатии масс к большевикам росли. Провал июньского наступления на фронте накалил атмосферу еще больше. Большевики были обвинены в организации вооруженного захвата власти, Петроград объявлен на военном положении, революционные части убраны из города и заменены верными правительству войсками. Петросовет поддержал Временное правительство и принял участие в формировании его нового состава. Рисунок 61 — В. Ленин Ленин Ульянов Владимир Ильич 1870-1924 родился в Симбирске, в семье инспектора народных училищ. Был исключен с юридического факультета Казанского университета за участие в студенческих волнениях. Увлекшись марксизмом, в 1895 г. Далее следуют арест и трехлетняя ссылка в Сибирь.
Хотя официальная советская историография его не тиражировала, он прочно вошел в коллективную память и оказался отражен, например, на картинах известных художников. Советский журналист Генрих Боровик, бравший интервью у Керенского в 1966 году, вспоминал, как тот с возмущением воскликнул: «Передайте там у себя в Москве — у вас же есть серьезные люди: скажите им, пусть перестанут писать эту глупость обо мне, что я из Зимнего Дворца убежал в женском платье!.. Интервью Генриха Боровика. На нем был привычный полувоенный френч. Переодевание произошло позже, когда Керенский спасался из Гатчинского дворца после поражения его войск, шедших на Петроград. Но облачался он не в женское платье, а в форму матроса: «Через несколько секунд я преобразился в весьма нелепого матроса: рукава бушлата были коротковаты, мои рыжевато-коричневые штиблеты и краги явно выбивались из стиля. Бескозырка была мне так мала, что едва держалась на макушке. Маскировку завершали огромные шоферские очки» А. Россия на историческом повороте. Легенда 13. Незадолго до смерти он подал прошение о возвращении в СССР, но ответа не получил Вердикт: это неправда. Александр Керенский. Во время разговора с ним бывший министр Временного правительства упомянул, что «с большой охотой уехал бы сейчас в Советский Союз, если бы советские органы предоставили ему такую возможность» Возможности не представилось. Дипломатическим представителям в Великобритании поручили встретиться с Керенским в неофициальной обстановке и узнать, действительно ли он хочет вернуться в СССР. Точно неизвестно, состоялась ли эта встреча, но в итоге вопрос был снят с обсуждения, и приезд Керенского в СССР не состоялся. Легенда 14.
Александр Фёдорович Керенский
Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны.
Лишь А. Керенский представлял партии социалистической ориентации и вошел в правительство от Петроградского совета. Подобный партийный расклад не отражал реального соотношения сил в русской революции, но отвечал доктринальным установкам эсеров и меньшевиков, имевших большинство в Петроградском совете и полагавших, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазию, и потому отказавшихся от всей полноты правительственной ответственности.
Новое правительство провозгласило себя временным, так как должно было довести страну до созыва Учредительного собрания, перед которым обязывалось сложить с себя властные полномочия. Февральская революция свергла монархию, но не решила главного вопроса любой революции — вопроса о власти. Несмотря на создание общероссийской власти в лице Временного правительства, в стране фактически установилось двоевластие, то есть наличие одновременно двух систем власти. Одна власть была представлена Временным правительством и его учреждениями, другая — Советами.
Петроградский совет наблюдал за деятельностью Временного правительства, вмешивался в процесс принятия им решений, участвовал в формировании его новых составов. Такое положение сохранялось до начала июля 1917 г. Кризисы власти. В период со 2 марта по 25 октября 1917 г.
Первое Временное правительство, получившее название однородно-буржуазного, просуществовало ровно два месяца 2 марта — 2 мая 1917 г. Причиной его отставки стал кризис, вызванный нотой П. Милюкова, в которой он подтверждал обязательства России перед союзниками по Антанте и в завуалированной форме признавал необходимость аннексий при заключении мира. После ее опубликования по стране прокатилась волна антивоенных митингов и демонстраций, заставивших П.
Милюкова и А. Гучкова уйти из правительства. Временное правительство и исполком Петроградского совета достигли соглашения о создании коалиции между буржуазно-либеральными и социалистическими партиями. Так было сформировано первое коалиционное правительство.
В его составе оказалось шесть министров-социалистов из 16. Возглавил правительство Г. Первое коалиционное правительство продержалось до 2 июля 1917 г. Провал июньского наступления на фронте и разногласия по вопросу о предоставлении автономии Украине привели к развалу коалиции.
Политический кризис был осложнен антиправительственными демонстрациями и кровопролитием 3-5 июля. Львова на посту премьера сменил А. Впервые оно было создано без санкции Советов. В правительстве А.
Однако второе коалиционное правительство смогло удержаться у власти еще меньше, нежели первое; после начала корниловского выступления 26 августа 1917 г. Поскольку новый кризис власти грозил затянуться, А. Керенский 1 сентября сформировал переходный кабинет из пяти министров — Директорию. В тот же день Россия была официально провозглашена республикой.
Возглавлял его все тот же А. Через месяц, 25 октября 1917 г. Государственные учреждения Временного правительства. Формально Временному правительству принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти в стране.
Оно заменило свергнутого монарха, Государственный совет и Государственную думу, а также Совет министров. Другие высшие органы — Сенат, Синод, Особые совещания были поставлены в зависимое от него положение. С 5 марта стал выходить официальный орган «Вестник Временного правительства». Находившиеся в его управлении дворцы, земли и предприятия перешли в ведение других министерств.
Серьезной реорганизации подверглось Министерство внутренних дел. Были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и ведавшее цензурой Главное управление по делам печати.
На одном из февральских заседаний Государственной думы он заявил: «Исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима немедленно, во что бы то ни стало». Керенский активно пропагандировал идеи объединения народнических течений и партий России, считал, что «спасение государства возможно только объединенными силами всего народа», и что революция для этого — единственный метод и средство. На этом посту он принимал все возможные меры для стабилизации политической ситуации и укрепления государственной власти, однако остановить волну масштабного кризиса в стране так и не смог. Первоначально он опирался на консервативно настроенных офицеров и назначил главнокомандующим генерала Корнилова. Но когда в августе 1917 года тот вознамерился установить свой порядок в Петрограде, Керенский призвал на борьбу с генералом большевиков. Союз с большевиками не принёс Керенскому больших выгод.
В ходе Октябрьского переворота 1917 года большевики штурмом взяли Зимний дворец и арестовали Временное правительство.
Нота Милюкова Декларация Временного правительства вызвала тревогу в правящих кругах держав Антанты. Англия и Франция опасались заключения Россией и Германией сепаратного мира, а потому потребовали, чтобы Временное правительство дало твердые гарантии продолжения войны. Идя навстречу этим требованиям, 18 апреля Временное правительство направило правительствам Англии и Франции препроводительную ноту к Заявлению Временного правительства о целях войны, подписанную министром иностранных дел П. В ноте опровергались слухи о том, что Россия намеревается заключить сепаратный мир. Она заверяла союзников в том, что все заявления Временного правительства, «разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлёк за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе.
Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого». В слегка завуалированной форме признавалась и необходимость аннексий и контрибуций. Нота Милюкова явилась полной неожиданностью для Петроградского Совета и социалистических партий. Поддерживая лозунг войны до победного конца против него выступали только большевики , они в то же время считали, что трудящиеся всех государств объединены общим интересом свергнуть «правящий класс». Поэтому надо вести борьбу с захватническими стремлениями всех правительств и заключить справедливый мир без аннексий и контрибуций. Временное правительство, лидеры которого почему-то считали себя обязанными соблюдать все требования союзников по Антанте, предпочло иной путь: игнорировать волю Советов и брать на себя от имени всей России такие обязательства, которые ничего не могли изменить в общеевропейской политике, но внутри, в России, прозвучали как вызов народным массам.
Демонстрации в Петрограде Народные массы, искренне полагали, что это они в февральских уличных боях завоевали свободу и свергли самодержавие. Особенно напряжённая обстановка сложилась на площади перед Мариинским дворцом — резиденцией Временного правительства. Явившиеся первыми на площадь солдаты запасного батальона Финляндского полка, окружив дворец, требовали отставки Милюкова, а к вечеру в многотысячной солдатской массе появились транспаранты с лозунгом «Долой Временное правительство». Одновременно к дворцу начали стекаться сторонники Временного правительства. Столкновений удалось избежать лишь благодаря оперативным действиям представителей Петросовета и командующего Петроградским военным округом Л. Им удалось уговорить солдат вернуться в казармы.